Техническое обслуживание (ТО) – это комплекс организационно-технических мероприятий и работ, производимых на объекте и направленных на поддержание в рабочем или исправном состоянии оборудования (программного обеспечения (ПО)) технических систем в процессе их использования по назначению с целью повышения надежности и эффективности их работы.
Основными задачами Технического обслуживания систем являются:
• определение качественного состояния оборудования, кабельных сетей и проверка их работоспособности (в том числе ПО);
• своевременное выявление и устранение недостатков, снижающих эффективность работы систем и приводящих к возникновению отказов аппаратуры (ПО);
• предупреждение отказов оборудования (ПО), увеличение межремонтных сроков эксплуатации и сроков службы оборудования;
• проверка и доведение до установленных норм параметров оборудования систем, линейно-кабельных и распределительных устройств;
• ликвидация последствий воздействия на оборудование неблагоприятных клима-тических и других условий эксплуатации;
• подготовка оборудования к сезонной эксплуатации;
• проверка укомплектованности механизмов, аппаратуры, наличия инструментов и пополнение ЗИП;
• анализ и обобщение сведений результатов выполненных работ, разработка мероприятий по совершенствованию форм и методов Технического обслуживания, эксплуатации систем;
• техническая консультативная поддержка эксплуатирующего персонала и руководителей по любым вопросам, связанным с эксплуатацией систем в целях эффективного использования.
Порядок планирования и проведения мониторинга компьютерных сетей и порядок организации работ по техническому сопровождению корпоративной компьютерной сети
- Мониторинг аппаратного обеспечения
- Мониторинг работоспособности аппаратных компонентов КС осуществляется в процессе их обслуживания и при проведении работ по техническому обслуживанию оборудования. Наиболее существенные компоненты системы, имеющие встроенные средства контроля работоспособности (серверы, активное сетевое оборудование), должны контролироваться постоянно.
- Мониторинг парольной защиты
- Мониторинг парольной защиты и контроль надежности пользовательских паролей предусматривают:
установление сроков действия паролей;
периодическую (не реже 1 раза в месяц) проверку пользовательских паролей. - Мониторинг попыток несанкционированного доступа
3.1. Предупреждение и своевременное выявление попыток несанкционированного доступа осуществляется с использованием средств операционной системы, специальных программных средств и предусматривает:
фиксацию неудачных попыток входа в систему в системном журнале;
протоколирование работы сетевых сервисов;
выявление фактов сканирования определенного диапазона сетевых портов в короткие промежутки времени с целью обнаружения сетевых анализаторов, изучающих систему и выявляющих ее уязвимости. - Мониторинг производительности
4.1. Мониторинг производительности КС производится по обращениям пользователей в ходе обслуживания систем и при проведении профилактических работ. - Системный аудит
- Системный аудит производится администратором информационной безопасности ежеквартально и в особых ситуациях. Он включает проведение обзоров безопасности с занесением записей в Журнал обзоров безопасности, тестирование системы, контроль внесения изменений в системное программное обеспечение.
- Активное тестирование надежности механизмов контроля доступа производится путем осуществления попыток проникновения в систему (с помощью автоматического инструментария или вручную).
- Пассивное тестирование механизмов контроля доступа осуществляется путем анализа конфигурационных файлов системы.
- Внесение изменений в системное программное обеспечение осуществляется с условием обязательного документирования изменений в соответствующем журнале; уведомлением каждого сотрудника, которого касается изменение; рассмотрением претензий в случае, если внесение изменений повлекло причинение вреда; разработкой планов действий в аварийных ситуациях для восстановления работоспособности системы, если внесенное в нее изменение вывело ее из строя.
- Антивирусный контроль
- Для защиты объектов вычислительной техники необходимо использовать антивирусные программы:
• резидентные антивирусные мониторы, контролирующие подозрительные действия программ;
• утилиты для обнаружения и анализа новых вирусов.
• К использованию допускаются только лицензионные средства защиты от вредоносных программ и вирусов или сертифицированные свободно распространяемые антивирусные средства.
• При подозрении на наличие не выявленных установленными средствами защиты заражений следует использовать Live CD с другими антивирусными средствами.
• Запуск антивирусных программ должен осуществляться автоматически по заданию, централизованно созданному с использованием планировщика задач (входящим в поставку операционной системы либо поставляемым вместе с антивирусными программами).
Устанавливаемое (изменяемое) на серверы программное обеспечение должно быть предварительно проверено на отсутствие компьютерных вирусов и вредоносных программ. Непосредственно после установки (изменения) программного обеспечения сервера должна быть выполнена антивирусная проверка. - Анализ попыток взлома инцидентов
- Если администратор информационной безопасности подозревает или получил сообщение о том, что система подвергается атаке или уже была скомпрометирована, то он должен установить:
факт попытки несанкционированного доступа (далее – НСД);
продолжается ли НСД в настоящий момент;
кто является источником НСД;
что является объектом НСД;
когда происходила попытка НСД;
как и при каких обстоятельствах была предпринята попытка НСД;
точка входа нарушителя в систему;
была ли попытка НСД успешной;
определить системные ресурсы, безопасность которых была нарушена;
какова мотивация попытки НСД. - Порядок проведения резервного копирования
- Для предотвращения потери данных из-за сбоев оборудования, уничтожения оборудования, программных ошибок, неправильных действий персонала и других возможных причин утери информации предусмотрена система регулярного резервного копирования данных. Такое резервное копирование позволяет в случае возникновения ошибки и потери информации вернуться к ближайшей работоспособной копии.
- Резервное копирование критически важной информации и информации, размещенной на серверах, выполняется на предназначенные для этих целей сервера, ленточные накопители и оптические носители.
- Резервное копирование проводится автоматически в установленные промежутки времени (ночью, 1 раз в сутки).
- На объектах вычислительной техники пользователей не предусматривается резервного копирования системной информации, но в целях сохранности важных документов пользователю желательно проводить архивирование и хранение данных документов на оптических дисках (CD-R).
Указания по проведению профилактических работ
- Профилактические работы проводятся строго в соответствии с установленным графиком. График проведения профилактических работ на серверах на следующий месяц составляется администратором.
- Администратор ЛС обязан включить в график все периодические профилактические работы, независимо от необходимости их проведения.
- Профилактика целостности операционной системы, сетевого взаимодействия, проверка работы сервисов и служб проводятся в рабочем порядке, поскольку в подавляющем большинстве случаев не требуют перезагрузки серверов.
- Профилактика баз данных, проверки на наличие вирусов, обновлений системы и серверных приложений, проверка отказоустойчивости системы, профилактика работоспособности дисковой и файловой подсистем, остановки сервера для чистки и вентиляции проводятся в рабочее время с учетом времени минимальной загрузки серверов.
- Профилактические работы на серверах, требующие длительного (более 1 часа) отключения и способные повлиять на рабочие процессы в организации, проводятся в выходные дни.
- Процедуры, необходимые для проведения профилактических работ, включают в себя:
анализ журналов событий серверов: проводится ежедневно для выявления ошибок, связанных с функционированием базовых компонентов серверного аппаратно-программного комплекса;
анализ отчетов системы безопасности: проводится ежедневно с целью выявления соответствия политик доступа к ресурсам локальной сети путем просмотра журналов системы безопасности серверов и программ, отвечающих за безопасность информационных потоков с оценкой соответствия доступа пользователей к ресурсам организации;
проверка работоспособности почтовых служб и служб Интернет: проводится ежедневно с целью поддержания возможности получения пользователями оперативной информации из внешних источников;
анализ Интернет-трафика: проводится ежедневно с целью предотвращения нецелевого использования Интернет-ресурсов;
анализ возможностей доступа пользователей к сетевым ресурсам: проводится ежедневно с целью определения возможности совместного доступа к различным сетевым ресурсам и выполнения пользователями их должностных обязанностей;
просмотр отчетов служебных программ: проводится с целью проверки работоспособности пользовательских приложений, установленных на сервере;
проверка сетевого взаимодействия: производится еженедельно в начале рабочей недели и включает в себя краткий анализ журналов событий и графиков загрузки сети;
проверка работы служб: проводится еженедельно на каждом из работающих серверов, находящихся в ЛС;
проверка наличия обновлений операционной системы и серверных приложений: проводится еженедельно с целью поддержания работоспособности аппаратно-программного комплекса на должном уровне и сохранения безопасности использования внешних источников информации;
Перечень профилактических работ
- Профилактические работы включают в себя:
анализ журналов событий серверов (ежедневно);
анализ отчетов системы безопасности (ежедневно);
анализ изменения состава групп безопасности в AD (Active Directory);
выявление попыток несанкционированного доступа к ресурсам;
выявление попыток несанкционированного изменения уровня доступа к ресурсам;
проверку работоспособности почтовых служб и служб Интернет (ежедневно);
анализ Интернет-трафика (ежедневно);
анализ возможностей доступа пользователей к сетевым ресурсам (ежедневно);
просмотр отчетов служебных программ (ежедневно);
проверку сетевого взаимодействия (1 раз в неделю);
проверку работы сервисов и служб (1 раз в неделю);
проверку наличия обновлений операционной системы и серверных приложений (1 раз в неделю);
профилактику баз данных (1 раз в неделю);
антивирусную профилактику сервера (1 раз в неделю);
проверку целостности операционной системы (1 раз в 2 недели);
принудительную проверку отказоустойчивости системы (1 раз в 2 недели);
профилактику дисковой и файловой подсистем на сервере (1 раз в 2 недели);
профилактическую остановку сервера (1 раз в 2 недели);
составление отчета доступа к Интернет-ресурсам (1 раз в месяц);
профилактические работы на объектах вычислительной техники (выполняются пользователем, по необходимости при помощи сотрудников ООВТ ЦСИТ).
К профилактическим работам на объектах вычислительной техники относятся:
проверка обновления клиентских приложений (по необходимости);
проверка времени последнего обновления антивирусных баз (1 раз в неделю);
выявление попыток несанкционированной установки приложений пользователем (ежедневно);
удаление временных и устаревших копий файлов (по необходимости);
выполнение прочих работ, непосредственно связанных с работоспособностью объектов вычислительной техники (по необходимости).