Главная » Лекции ПМ.03 Эксплуатация объектов сетевой инфраструктуры » 3.1.27 Аудит сетевой инфраструктуры

3.1.27 Аудит сетевой инфраструктуры

Модернизация информационной инфраструктуры обычно начинается с аудита, затем следуют выработка целей и плана ее развития, реализация которого восстанавливает необходимый уровень информационных технологий и делает дальнейшее развитие информационной инфраструктуры целенаправленным и управляемым процессом.

Периодический аудит информационной инфраструктуры дает представление о соответствии ее состояния.

Кроме того, аудит помогает оценить состояние отдельных элементов инфраструктуры и связанные с ними риски, а значит, позволяет определить, какие элементы информационной инфраструктуры должны совершенствоваться в первую очередь. К настоящему времени разработаны различные методики аудита информационной инфраструктуры.

Методики аудита

Производители сетевого и телекоммуникационного оборудования разрабатывают методики, позволяющие оценить готовность сети заказчика к внедрению тех или иных продуктов или комплексных решений, предлагаемых этими производителями

Крупные консалтинговые компании (например, входящие в так называемую «большую четверку») предлагают ИТ аудит, позволяющий оценить риски, связанные с информационной инфраструктурой: недостаточной надежностью, безопасностью или функциональностью информационной инфраструктуры в целом либо ее отдельных элементов

Системные интеграторы предлагают аудит, направленный на оценку качества сети, выявление проблем ее функционирования и выработку рекомендаций, обеспечивающих устранение этих проблем

Цели аудита телекоммуникационной инфраструктуры.

  • Выявление проблем функционирования ТИ и составление рекомендаций по их устранению.

Предоставление заказчику информации о выявленных проблемах с ТИ и рекомендаций по их устранению.

  • Оценка качества ТИ.

Заказчику предоставляются данные о соответствии ТИ его деловым потребностям, решаемым задачам, стандартам (межгосударственным, национальным, международным и внутрикорпоративным), рекомендациям производителей оборудования и общим принципам создания аналогичных систем. Может быть оценена интегральная стоимость ТИ и совокупная стоимость владения.

  • Инвентаризация и документирование ТИ.

Заказчик получает комплект эксплуатационной документации, облегчающей решение задач текущей эксплуатации (добавление и удаление пользователей, внедрение новых приложений и т. п.), а также поиск и устранение проблем

При отработке сервисных запросов результаты аудита помогают ускорить выявление источника проблемы.

Аудит может быть полезен и в ситуации, когда возникает необходимость внедрить новые сетевые приложения, пользуясь существующей ТИ (без ее изменений или с минимальными изменениями).

Порядок проведения аудита

Вне зависимости от объекта обследования проведение аудита включает три основных этапа:

1) постановка задачи и уточнение границ работ;

2) сбор данных;

3) анализ данных и оформление результатов

Постановка задачи и уточнение границ

В ходе этого этапа выявляются элементы ТИ, подлежащие обследованию, такие как активное сетевое оборудование, кабельные системы, системы управления сетью и другие. Фиксируется их количество, расположение, определяется круг лиц, непосредственно эксплуатирующих ТИ, отвечающих за ее эксплуатацию и использующих ее в работе.

Сбор данных

На этом этапе обычно проводят интервьюирование персонала заказчика, осмотр и инвентаризацию оборудования, сбор конфигурационной и операционной информации, измерения различных параметров сети.

Сбор данных может включать следующие типовые работы:

• интервьюирование персонала заказчика;

• анализ представленных документов;

• приборные измерения;

• сбор конфигурационной и операционной информации;

• осмотр оборудования

Анализ данных и оформление результатов аудита

Эти работы также определяются ТЗ. При их выполнении проводится проверка собранных данных на полноту и корректность, анализ полученной информации, формирование выводов и рекомендаций, оформление и презентация результатов. В ходе анализа может быть принято решение о сборе дополнительных данных.

Этап анализа данных и оформления результатов обычно включает следующие типовые работы:

• проверка собранных данных;

• анализ структуры ТИ;

• анализ конфигурационных файлов;

• анализ операционного состояния ТИ;

• подготовка аналитического отчета;

• подготовка эксплуатационной документации;

• презентация результатов

Представление результатов аудита

Минимальный комплект эксплуатационной документации на ТИ обычно включает следующие документы:

• схему топологии сети;

• таблицу конфигурации сетевых устройств;

• таблицу конфигурации устройств, подключаемых к сети.

Более полный комплект предусматривает дополнительные документы:

• отдельные схемы топологии сети на канальном и сетевом уровне;

• инструкции обслуживающему персоналу;

• таблицы коммутации;

• профили пользователей;

• профили приложений.

Схема топологии графически изображает сетевые устройства и связи между ними. В простых случаях можно обойтись одной схемой, которая содержит информацию как канального, так и сетевого уровня.

Для сложных сетей рекомендуется разработать и поддерживать две схемы топологии – на канальном и на сетевом уровне

Технические средства аудита

Используемые  при аудите ТИ ряд технических средств, можно разбить на две группы. В первую входят различные анализаторы сетевого трафика:

• Аппаратный сетевой анализатор Acterna DA 3400. Позволяет анализировать множество сетевых протоколов на высокой скорости (Gigabit Ethernet), может имитировать загрузку сегментов сети, допускает подключение в разрыв сетевого кабеля.

• Анализаторы Ethereal (один из лучших бесплатных продуктов), Observer (коммерческий продукт). Устанавливаются на ПК, применяются, как правило, в связке со средствами захвата и отражения трафика (SPAN порты коммутаторов Cisco)

Вторая группа включает средства автоматизированного анализа сообщений об ошибках и анализа файлов журналов.

• Средство Cisco Output Interpreter обеспечивает автоматизированный поиск ошибок в конфигурациях, сообщений о проблемах в файлах журналов.

• Анализатор Sawmill обеспечивает анализ журналов одновременно из нескольких источников и позволяет находить корреляции между сообщениями об ошибках.